Маркетинговый аудит – системный и циклический процесс анализа, и формирования принципов оптимизации маркетинговой системы предприятия с целью совершенствования ее деятельности и развития, ориентированного на рынок.
Базовой предпосылкой развития и становления аудита маркетинга на предприятиях является необходимость в поддержке при формировании, реализации и контроле стратегических и тактических целей предприятия в условиях постоянно меняющейся бизнес-среды.
Аудит маркетинга занимает в общей системе маркетинга особое место, он:
- инспектирует весь функционал маркетинговой системы,
- оценивает эффективность работы стратегического и операционного уровня,
- контролирует наличие и организацию работы инструментов маркетинга,
- служит основой для построения системы (комплекса) маркетинга на предприятии и маркетинговой информационной системы (МИС).
Общая структура (модель) аудита маркетинга напрямую зависит от поставленных целей и системы маркетинга, принятой на предприятии.
Модель комплексного аудита маркетинга
Модель позволяет разработать информационный механизм формирования стратегий и политик развития предприятия на основе анализа индикаторов внешней и внутренней среды.
IV-3 – Аудит политики коммуникаций
| ![]() | |
III - Анализ положения предприятия на рынке Анализ и оценка конкурентной среды:
Анализ возможностей: Формирование прогнозов: | ||
IV-1 – Аудит товарно-ценовой политики
|
Особенностью технологии аудита маркетинга, является соблюдение комплексного подхода к исследованию организации и управления маркетингом на предприятии, развитие методических основ маркетингового аудита связано с выявлением видов, определением формирования целей и основных этапов, формализацией процесса его проведения.
Аудит маркетинга является платформой для организации информационной системы маркетинга, целесообразен также как комплекс мер, позволяющий разработать и «настроить» систему маркетинга предприятия на этапе ее построения (start-up) в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями предприятия в разработке и реализации стратегий развития на рынке.
Место и роль аудита маркетинга в системе управления предприятием
Аудит маркетинга занимает в общей системе маркетинга особое место, он инспектирует весь функционал маркетинговой системы, оценивает эффективность работы стратегического и операционного уровня, а также контролирует наличие и организацию работы инструментов маркетинга.
С учетом этих и других принципов можно определить место аудита маркетинга в системе управления производственным предприятием.
Комплексный аудит маркетинга, основываясь на принципах организации бизнес-процессов, позволяет аккумулировать и анализировать внешнюю (параметры изменения рынка), и внутреннюю (оценивая текущую внутреннюю ситуацию на предприятии) информацию. Используя основные принципы организации системы анализа и контроля управленческих процессов, аудит позволяет разрабатывать наиболее достоверные стратегические альтернативы, и оперативно формировать и регулировать рыночные тактики.
Классификация видов аудита маркетинга
В результате анализа целей и способов организации аудита маркетинга, специалистами RBS-Consulting были систематизированы и классифицированы существующие виды аудита маркетинга.
Одним из параметров классификации является цель аудита, другим параметром выступает уровень управления маркетингом (стратегический и тактический). Каждый, из выделенных видов комплексного аудита маркетинга проводится (инспектирует) систему маркетинга в разрезе трех основных маркетинговых функций: аналитической, управленческой и производственно-сбытовой.
Операционный аудит проводится для оценки уровня организации системы управления маркетингом на предприятии и оценки его эффективности в разрезе комплекса маркетинговых инструментов.
Стратегический аудит (предваряет разработку или корректировку стратегий развития предприятия). Чаще всего проводится 1 раз в год перед сессией стратегического планирования на предприятии, служит основой для формирования или корректировки стратегических инициатив топ-менеджмента.
Экспертный аудит – направлен на экспертизу работы системы маркетинга предприятия, ее соответствие требованиям рынка.
Анализ подходов к проведению аудита маркетинга предприятиями показал отсутствие системности и комплексности в проведении маркетингового аудита. В большинстве случаев аудит применяют в разрезе отдельных маркетинговых направлений деятельности (аудит товарной и сбытовой политики, аудит веб-сайта и т.д.), при этом отсутствует интеграция аудита в организационную структуру, не прослеживается взаимосвязь аудита со стратегическими маркетинговыми задачами, показатели аудита не отражаются в обобщенном документообороте предприятия, как правило, аудит носит разовый характер.
В современных экономических условиях необходима организация бизнес-процессов на основе комплексного системного подхода к оценке изменения динамики рынка в сопоставлении с показателями внутреннего анализа готовности предприятия к текущим рыночным изменениям. Комплексный подход к организации процесса получения оперативной внешней и внутренней информации позволит оперативно координировать управление позицией предприятия на рынке.
Для реализации данного комплексного подхода специалистами RBS-Consulting разработана модель информационной системы управления маркетингом.
Публикации по теме аудита маркетинга >>>
Принцип работы с клиентами ООО RBS-Consulting, предусматривает строгую конфиденциальность и неразглашение информации, полученной в ходе реализации проекта Заказчика.
© При использовании материалов, ссылка на сайт обязательна.
Мы предлагаем Вам воспользоваться нашими знаниями и опытом для разработки, организации и внедрения маркетинговых проектов в Вашей компании. Вы можете узнать подробнее об услугах компании RBS-Consulting, связавшись с нашим специалистом по телефону +7 (495) 645-37-70 или по почте >>> |