Компании – участники немонополизированных рынков при выводе продукта на рынок сталкиваются с задачей определения оптимальной цены для своего продукта, а далее – с необходимостью контроля, корректировки и оптимизации существующей цены, в том числе с привязкой к конкретному каналу, региону или месту продаж.
Направления анализа цен напрямую зависит от факторов, влияющих на ценообразование в маркетинге. Факторы, влияющие на ценообразование продукта, называют детерминантами ценообразования, к ним относят: потребительскую ценность продукта; наличие заменителей; характер и уровень рыночного спроса; рыночную политику, проводимую предприятием.
Потребительская ценность товара характеризуется степенью необходимости товара для потребителя. Анализируя данные изменения реальных доходов населения, необходимо учитывать, что их увеличение неодинаково влияет на структуру спроса. Все потребительские товары по степени необходимости делят на товары первичного спроса (продовольственные товары), товары вторичного спроса (промышленные товары), и предметы роскоши.
Спрос на категорию продуктов жизненной необходимости остается практически неизменным даже при изменении цены или возникновении кризисной ситуации в экономике. Увеличение доходов домохозяйств, согласно статистике, влечет рост потребления вторичных благ быстрее, чем благ первой необходимости. Индивидуальные предпочтения потребителей удовлетворяются с помощью дифференцированного предложения товаров.
Важной детерминантой спроса является наличие на рынке товаров-заменителей. Чем больше заменителей у продукта, тем больше возможности выбора, и эластичнее спрос по цене на него. Взаимозаменяемость продуктов заставляет производителей использовать гибкую политику цен.
Уровень рыночного спроса на продукт зависит от потребности в этом продукте, и удельном весе расходов на данный продукт в потребительской корзине покупателя. При этом, чем больше доля расходов на покупку данного товара в доходе потребителя, тем спрос по цене эластичнее.
Все вышеуказанные факторы должны учитываться при формировании рыночной политики предприятия для каждого продукта, выпускаемого на рынок.
Цель и методы анализа цен
Анализ рыночных цен позволяет отследить динамику среднерыночных цен и разработать политику цен, позволяющую обеспечить конкурентоспособность продукции предприятия на рынке, тем самым обеспечив достижение поставленных рыночных целей.
Основные методы анализа цен:
- Ценовые мониторинги (определение позиции цены продукта, выявление среднерыночных цен);
- Определение оптимальной цены (оценка ценовой чувствительности потребителя);
- Эластичность спроса (анализ влияния изменения цен на уровень спроса);
- Аудит ценовой политики (комплексный анализ и оценка алгоритма формирования рыночной цены продукта).
Далее рассмотрим виды анализа цен и определим, что дает мониторинг и анализ цен бизнесу?
Мониторинг цен
Своевременный анализ динамики цен конкурентов дает вам информационное преимущество, возможность делать ответные шаги и предпринимать корректирующие действия. Таким образом, сравнительный анализ цен является крайне важной и весьма актуальной задачей.
Задачи исследования:
- мониторинг цен по конкретному продукту (индивидуальный мониторинг цен),
- мониторинг продуктовой категории в интересующих интернет-магазинах,
- мониторинг интернет магазинов с ценой, ниже установленной, и др.
Анализ чувствительности цен
Чувствительность цен характеризует вероятностную реакцию потребителей на изменение цены продукта. Методы оценки ценовой чувствительности достаточно просты, а результаты наглядно показывают верхний и нижний пределы вариации ценового диапазона.
Задачи исследования:
- выявление оптимальной цены продукта,
- оценка возможности перевода продукта из одного ценового сегмента в другой,
- определение приемлемой верхней и нижней границ цены продукта.
Анализ изменения цен
Эластичность спроса по цене сравнивает процентное изменение величины спроса с процентным изменением цены. Анализ ценовой эластичности отвечает на вопрос, каким образом изменение одних цен влечет за собой изменение других (изменение цен на взаимосвязанные товары). Чаще всего этот анализ используют при формировании ассортиментной матрицы предприятия.
Задачи исследования:
- выявить товары в ассортиментном портфеле предприятия, на которые можно увеличить цену без угрозы снижения объема продаж,
- дифференцировать товары на группы – приносящие доход с оборота «генератор потока», имеющие высокую торговую надбавку «генератор прибыли»,
- выявить взаимосвязанные товары, где при изменении цен на один продукт, происходит изменение спроса и на другой.
Аудит цен
Аудит ценовой политики чаще всего проводят в рамках комплексного маркетингового аудита. Аудит цен предполагает оценку состояния и эффективности системы скидок и ценообразования. Структура исследования может быть подчинена следующим задачам:
- оценка рыночной вариацией цен, вычисление среднерыночных цен,
- поиск наименьших цен на рынке среди определенных поставщиков / производителей,
- мониторинг текущих цен и ценовой политики конкурентов,
- определение сезонности изменения цен,
- мониторинг ценовой политики конкурентов.
Принцип работы с клиентами ООО RBS-Consulting, предусматривает строгую конфиденциальность и неразглашение информации, полученной в ходе реализации проекта Заказчика.
© При использовании материалов, ссылка на сайт обязательна.
Мы предлагаем Вам воспользоваться нашими знаниями и опытом для разработки, организации и внедрения маркетинговых проектов в Вашей компании. Вы можете узнать подробнее об услугах компании RBS-Consulting, связавшись с нашим специалистом по телефону +7 (495) 645-37-70 или по почте >>> |